Перейти к содержанию
  • записей
    37
  • комментариев
    0
  • просмотров
    48569

Шесси 2015 (1 часть)


Gun7

1113 просмотров

Ранним утром в самый последний день октября, поднявшееся со стороны Кавказских гор солнце, осветило дикий пляж у окраин Туапсе. Погода была ясная, небо поражало своей чистотой. Город еще спал, был выходной день. Тишину нарушали лишь, иногда проносившиеся вдоль побережья по железной дороге, поезда и электрички. У самого берега на концах волнорезов рыбаки то и дело вытаскивали удочки из воды, снимая с крючков одну рыбину за другой. В семь утра я еще не планировал вставать, сладко зевая и лениво потягиваясь, радовался восходу, смотрел на море, но иногда и поворачивал голову назад, провожая, уезжающие на юг поезда. Наконец, я набрался решимости выбраться из спального мешка и отправился на прогулку. В голове у меня то и дело прокручивался туристический маршрут, который я составил еще дома. К восьми часа проснулись мои спутники. До нашего отъезда в поселок Терзиян оставалось больше трех часов, можно было особо не торопиться со сборами. Погода с утра нам казалась такой замечательной, что не грех было искупаться. Однако долго плавать у нас не получилось, так как вода была не слишком теплая, тем не менее, такое купание неплохо взбодрило нас и настроило на полный приключений поход на самую высокую вершину Туапсинского района.

 

blogentry-6433-0-00265300-1463047092_thumb.jpgblogentry-6433-0-74822200-1463047095_thumb.jpgblogentry-6433-0-03797300-1463047100_thumb.jpgblogentry-6433-0-76786500-1463047104_thumb.jpg

 

В десять часов мы, собрав вещи, двинулись в сторону автовокзала. По пути мои спутники зашли в магазин, докупив немного еды. После этого мы перешли мостик через речку, и слева от нас оказался промышленный центр города. За очередным поворотом мы увидели железную дорогу, по ней катились товарные вагоны. Около пяти минут мы вместе некоторыми городскими жителями ждали, когда укатится последний вагон, и можно будет переходить улицу. Вообще странный город Туапсе! К городскому пляжу основной путь лежит через непримечательный промышленный район города, никаких красивых зданий, парковой зоны, развлекательной инфраструктуры, как например, в Сочи, там нет и в помине! На вокзале нас ожидал не слишком приятный сюрприз-автобус до Терзияна оказался переполненным до краев. Самое обидное то, что мы пришли на вокзал достаточно рано, и двинулись сразу к автобусу вместо того чтобы отправиться на посадочную площадку, где потихоньку скапливалась очередь. В итоге мы скопились с рюкзаками в понижении у задней двери, которая в процессе переезда часто открывалась на остановках, и приходилось выходить из автобуса, чтобы пропустить пассажиров из глубин салона к выходу.

 

Автобус мчал по дороге, идущей параллельно железнодорожным путям. В пути мы часто останавливались в небольших населенных пунктах. Некоторые из них были мне знакомы. Один из моих спутников по имени Игорь, вообще никогда не бывавший в горах, едва увидев какой-то лесистый крохотный холмик, сразу же мне задавал вопрос, что это за гора. Я ему пояснял, что у подобных маленьких рельефных образований часто и названий нет, настолько они малы. Когда наш автобус проехал поворот на Большое Псеушхо, можно было уже рассмотреть вдалеке то, что можно в принципе назвать словом «горы». На горизонте просматривался Главный Кавказский хребет, его небольшие вершинки вроде горы Кашина. Еще через какое-то время мы подъехали к горе Индюк – большому скалистому образованию высотой чуть ниже километра, которое очень любят скалолазы. Индюк включен в систему хребта Картатянский Семашко. Рядом с Индюком просматривались и другие вершины этого хребта, например, Два Брата и Семашко. За поселком Индюк, автобус проехал под мостом железнодорожных путей, и отправился по автодороге на северо-восток в сторону Шаумянского перевала. Этот путь был мне уже совсем незнаком. Впереди показались какие-то лесистые небольшие горы, периодически мы проезжали мостики через небольшие речки. Автобус ехал все медленнее. Неожиданно он заехал в поселок Октябрьский, лежащий в стороне от нашего пути. Однако, жителям этого поселка больше не на чем добираться туда, поэтому автобус, следующий на Терзиян, подвозит их дотуда. Наконец, мы снова вернулись на основную дорогу. Настроение у нас было замечательным, мы были уже в предвкушении предстоящих событий. Звучащая в салоне музыка из восхитительных композиций вроде «Владимирского централа» и «Ушаночки» поддерживала позитивный настрой. Справа от дороги просматривалась река Пшиш, судя по малому количеству воды, я понял, что по поводу бродов можно не беспокоиться. Скоро мы въехали в поселок Гойтх, находящийся в стороне от одноименной железнодорожной станции. От Туапсе мы отъехали уже почти на шестьдесят километров. За Гойтхом мы переехали по мосту на другой берег Пшиша, и скоро уже справа показалась турбаза поселка Терзиян. Еще несколько минут езды, и вот, впереди после лесных участков впереди показались домики, автобус повернул влево вниз, и меньше чем через минуту остановился. Это и был поселок Терзиян, последняя остановка.

 

Мы вышли из автобуса. Кругом был типичный предгорный сельский пейзаж. Поселок, расположенный на берегу Пшиша в уютном месте был окружен невысокими лесистыми хребтами, где-то впереди, на другом берегу реки, над лесом поднимались серые скалы. Вспоминая схему поселка, я вывел спутников назад на основную дорогу. От памятника воинам Терзияна мы тронулись дальше по дороге параллельно течению Пшиша. Асфальт кончился, началась типичная гравийка. За поселком начался лес. В правую сторону от нашего пути отходили какие-то волока, поднимающиеся на альпийские луга горы Кашина. Через пару километров дороги мы подошли к притоку Пшиша. На другом берегу мирно паслись лошади. Они явно оживились в связи с нашим приходом, и когда мы с Игорем уже перешли через реку и ждали третьего участника похода Марка, лошадки поспешили к нам, и в поисках еды, принялись жевать рюкзак Игоря.

 

blogentry-6433-0-22091400-1463047112_thumb.jpgblogentry-6433-0-94493800-1463047117_thumb.jpgblogentry-6433-0-10187100-1463047124_thumb.jpgblogentry-6433-0-48243700-1463047129_thumb.jpg

 

Дорога продолжала идти вдоль ленты Пшиша. Вдруг неожиданно к нам подъехала со стороны Терзияна «буханка», водитель предложил нам проехаться до Алтубинала, куда мы и направлялись. Естественно, мы согласились бесплатно проехать еще несколько рутинных километров. Трясясь в салоне, сидя на рюкзаках, мы наблюдали за окном за красотой туапсинских предгорий.

 

blogentry-6433-0-47496100-1463047086_thumb.jpg

 

Пару раз мы перебирались через Пшиш, за вторым бродом показались домики населенного пункта. Это было самое удаленное от цивилизации поселение Туапсинского района – хутор Алтубинал. В нем отсутствует электричество, магазины, туда не ходят автобусы, там проживает менее тридцати человек. Сам хутор очень маленький, однако, панорамы открываются с него более интересные, чем из Терзияна, в частности, именно оттуда впервые в этом походе мы увидели нашу главную цель похода –массив горы Шесси, посетить который я задумывал еще три года назад, но по непонятным причинам откладывал поход. Высадившись из машины, поблагодарив водителя, мы взгромоздили на свои могучие плечи рюкзаки и тронулись в путь.

 

blogentry-6433-0-15012000-1463047153_thumb.jpgblogentry-6433-0-35119700-1463047157_thumb.jpg

 

На выходе из поселка пересекли очередной брод через реку. Я достал из кармана свою карту-схему местных дорог, высот и километража, сделанную вручную. Мы были на высоте 400 метров над уровнем моря.

 

Дорога без набора высоты уходила в восточном направлении.

 

blogentry-6433-0-41668200-1463047161_thumb.jpg

 

Мы двигались достаточно быстро. До заката оставалось чуть более двух часов, я рассчитывал пройти около десяти километров до наступления темноты, добраться до начала подъема непосредственно на Шесси. Надо сказать, что мне было известно о том, что люди часто путаются в тропах и дорогах на подходе к Шесси, поэтому я решил не двигаться быстро и внимательно проверять каждую развилку. Кроме бумажной схемы у меня был с собой снимок фотографии массива Шесси со спутника, где отлично просматриваются дороги почти до первой луговой вершины массива. Чем дальше мы отдалялись от Алтубинала, тем гуще был лес. Скоро мы прошли мимо таблички местного лесничества. Какая-то тропка уходила с основной дороге вправо, но, согласно карте, я ее проигнорировал, при этом глазами выискивая следующую развилку, на которой следовало бы повернуть налево. Река была от нас справа. После того как мы перешли вброд тоненький ручеек, являющийся правым притоком Малого Пшиша, мне пришла в голову мысль сбегать наверх ручью посмотреть, не начинается ли там чуть выше какая-то дорога. Однако уже через минуту я вернулся вниз к своим спутникам – выяснилось, что развилка двух дорог находится фактически на самом русле Малого Пшиша. Нужная нам дорога – это и есть основной путь, с которого нам не надо было сворачивать. Мы стали идти по дороге дальше, начался крутоватый подъем, полукругом поднимающийся на отрог небольшого хребта, в направлении которого нам предстояло идти.

 

Гравийка была вполне хорошо накатанной, и, конечно же, грязной. Когда дорога снова стала уходить в восточном направлении, мы заметили еще одну дорогу, отделившуюся от основной дороги. Она уходила вправо куда-то вниз. Мы продолжали идти вперед, никуда не сворачивая. Таким образом, все дальше уходя в лес, все больше перед нами закрывались виды на ближайшие горы, мы приближались к ним вплотную. Мы шли практически без остановки. Мои спутники оказались на удивление быстрыми, поэтому мне даже захотелось через некоторое время сбавить шаг, чтобы мы не сильно вспотели в пути. Чем ближе время было к вечеру, тем сильнее становился ветер, наши лица встречали холодные порывы – признак того, что холодная зима не за горами. Поднявшись на высоту выше 600 метров, мы повстречали новую развилку – некая дорога уходила на этот раз влево. Это начало так называемого «квадрата лесорубов», другая сторона которого нас ожидала через полтора километра. Подъем продолжался. Потихоньку начинался вечер, когда лес в пути подступал вплотную к дороге прямо с двух сторон, казалось, что уже совсем темно, но когда лес расступался и впереди показывались небольшие открытые пространства, то мы снова попадали будто бы в светлый полдень. Когда мы добрались до окончания стороны «дорожного квадрата «лесорубов, показалась безлесная небольшая грязная площадка с большим количеством бревен и трактор – стоянка лесорубов.

 

blogentry-6433-0-91048400-1463047165_thumb.jpg

 

Тут мы впервые сделали коротенький привал. За спиной было около шести километров. Дул сильный ветер. Я решил выпить немного воды, внезапно поймав себя на мысли, что не пил почти целые сутки. Немного отдохнув, мы продолжали движение по основной дороге. Вдруг впереди показался очень грязный сильно разъезженный участок пути, нам пришлось его обходить по обочине, держась за ветки. Таким путем, поднявшись чуть выше, мы пришли к очередным лесозаготовкам. Возле тракторов мы заметили лесорубов, но они не обратили на нас никакого внимания. Покрутившись вокруг тракторов, я пришел к выводу, что выбранный нами путь просто ведет к этим тракторам, и повел своих спутников обратно чуть ниже.

 

Дальнейший участок дороги представлял собой разъезженные «трясины», в некоторых местах я проваливался так, что нога выныривала без сапога, в итоге мы стали подниматься практически постоянно по обочине дороги. Подъем становился все круче. Грязь приставала к нашим ногам, от нее часто приходилось избавляться. В середине подъема мы решили сделать небольшую передышку у небольшого ручья, откуда мои спутники немного отпили. Надо сказать, что Марк и Игорь начали понемногу уставать, да и темнота стала потихоньку вступать в свои права.

 

blogentry-6433-0-19503800-1463047172_thumb.jpgblogentry-6433-0-07472900-1463047178_thumb.jpgblogentry-6433-0-85445700-1463047183_thumb.jpg

 

Мы продолжали подниматься по основной дороге. Впереди поднимался хребет, по всей видимости, разделяющий бассейны рек Пшиш и Пшеха. На пути показалась развилка – хорошо накатанная дорога уходила влево. Судя по карте, мы находились всего в паре сотен метров от главной развилки нашего похода, где мы должны повернуть направо в сторону Шесси. Это радовало. После развилки крутизна подъема стала только увеличиваться. Минут через пять мы подошли к странной развилке. Какой-то убогий волок уходил вправо, однако это явно была не та развилка, которую я ожидал увидеть. Более того, пробежавшись по волоку дальше, я не встретил дорожный загиб, который отчетливо просматривается на фотоснимке со спутника. Вдали, судя по всему, волок заканчивался. Меня стали терзать первые сомнения – неужели мы уже где-то сбились? Единственное, что меня обрадовало – это найденный в лесу ручей. Стараясь не падать духом, решил пробежать вверх по основной дороге – минуты через три был у хорошо видимой сверху развилки, основная дорога уходила куда-то вниз к какой-то речке, а потом круто поднималась наверх, правое же ответвление уходило в нужную нам сторону. Но меня гложело сомнение, что между нижней развилкой и верхней всего двести метров расстояние. Спустившись вниз к своим спутникам, старался не подавать вида, что что-то у нас якобы уже пошло не так. Дав еще немного возможности Марку и Игорю отдохнуть и поговорить им между собой, я им указал, где находится ручей, а сам побежал вниз к предыдущей развилке. Судя по карте, дороги на этой расходились, создавая между собой угол, примерно совпадающий с углом, который я увидел в реальности, стоя на нижней развилке. Удивительная вещь – спуск вниз оказался гораздо более быстрый, чем подъем, возможно, раза в четыре. Тут-то и стало мне понятно – из-за крутого подъема и грязи, затрудняющей перемещение, двести метров между развилками кажутся более длинным расстоянием.

 

blogentry-6433-0-19945100-1463047149_thumb.jpg

 

Вернувшись к ребятам, сообщил им о своем решении продолжить подъем. Когда мы уже втроем оказались на верхней развилке, то повернули направо. Гравийка уже не была такой грязной, как ниже, идти было удобно. Кругом был дремучий лес. Кроме деревьев типичных для зоны широколиственного леса, стали появляться громадные пихты и другие хвойные деревья - лес становился все более смешанным. Скоро я увидел, что Марк, несколько обогнавший меня, принялся уходить по резко сузившемуся продолжению волока вперед. Мне пришлось его окликнуть, указав на плавный поворот направо. Пройдя так около трех минут, мы поняли, что, скорее всего, мы и не сбились с намеченного пути! Это радовало. И снова на нашем пути оказался какой-то ручей. Здорово же, все-таки, на подходах к Шесси, в отличие от Аутля, здесь много воды и от жажды не умрешь! За ручьем начался опять крутой подъем.

 

Тут мы поймали себя на мысли, что уже почти полностью стемнело, было почти шесть часов. Ветер усиливался, очень резко похолодало. Внезапно найденное ровное место под палатку слева от дороги нас немного обрадовало. Мы бросили рюкзаки, Марк взял топор и ушел с фонариком за дровами, мы с Игорем устанавливали палатку. После возвращения Марка начались попытки разведения костра. Для растопки использовали туалетную бумагу. Она отлично горела, да вот только сырые ветки никак не хотели гореть. Как мы только ни поддували снизу, ни закрывали растопку в закрученной пенке, чтоб процессу не препятствовал ветер, результата не было. Целых сорок минут мы пытались развести костер, но он так и не захотел зажигаться. С грустью и разочарованием, так и не вкусив горячего, мы разлеглись спать. Холодный и сырой лес жестоко нас наказал в тот вечер. Так закончился первый день похода и последний день октября. Среди ночи я внезапно проснулся и увидел в своей бутылке с водой лед, значит, ночь вполне себе морозная. Продолжал дуть сильный ветер, пронизывая насквозь ночной лес. Постепенно наступало холодное, самое жестокое время года.

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Правила поведения на форуме. Условия использования просьба ознакомиться.