Шесси 2015 (2 часть)
Утром мы не стали просыпаться рано, впрочем, как и в первый день. Погода с утра была хорошая, ветер немного утих. Проснувшись, я окинул взглядом окрестности – кругом был сплошной лес, к северу поднималась небольшая водораздельная гряда, которую мы видели еще вчера. Спустившись к ручью, я решил заполнить бутылки с водой.
Лед в бутылках понемногу таял. Набрав воды, попробовал пройти еще немного по ручью вверх.
Оказалось, что по ручью можно выйти почти к нашему месту ночевки, и мне не обязательно нужно было спускаться вниз. Солнце еще не поднялось над грядой – мы не поднялись еще на достаточную высоту, чтобы первые лучи, поднимающиеся со стороны водораздела, нас согрели.
Пришла пора собираться. Марк и Игорь, проснувшись, принялись медленно собирать рюкзаки. Только к девяти часам мы оказались полностью готовыми для выхода.
Заночевали мы на высоте около тысячи метров, в этот день мы планировали добраться до вершины горы, а это значит, что предстояло набрать за световое время почти километр. Еще раз, окинув глазами небольшой хребет позади нас, я принялся подниматься вверх по гравийке, Марк с Игорем последовали за мной. Как и ожидалось, дорога через пару сотен метров плавно повернула в южную сторону. С утра у нас было полно сил, поднимаясь, мы себя отлично чувствовали. Скоро мы поднялись на достаточную высоту, чтобы первые лучи солнца согрели нас. От основной дороги как обычно отходили какие-то убогие волока в правую сторону, однако, их не могло быть видно со спутника, и мы вполне логично не обращали на эти волока внимание. Немного дальше подъем начал выхолаживаться, становиться более плавным, с правой стороны между деревьями мы увидели далеко внизу свой вчерашний путь. Здорово, что листья уже изрядно попадали в лесу, летом зеленые шубы деревьев часто мешают обзору. Немного обогнав ребят, я добежал до вполне значимой развилки. Какая-то хорошо наезженная старая дорога уходила вправо. Пришлось открыть снова снимок со спутника. Стало ясно, что это был за поворот, на всякий случай я решил для большей безопасности показать участок карты и Марку, ведь даже самые опытные туристы порой что-то могут не заметить, а мнение группы тоже может быть важным. Единогласно мы решили не сворачивать, а продолжать движение дальше вверх. Подъем снова стал набирать градусы крутизны. Прямо по нашей дороге вниз тек небольшой ручеек, сделавший своеобразные каменные ступеньки, по которым удобно было подниматься. По обе стороны от дороги был сплошной лес, в первый день ноября деревья наполняли воздух повсеместным листопадом, который благодаря ветру представлял собой настоящее шоу. Яна убирал никуда от себя снимок карты – развилок в пути было очень много. Это как раз тот самый случай, когда на маршруте легко заблудиться именно из-за обилия дорог. Но для опытных и внимательных туристов и без всяких карт можно обнаружить порой на этих дорогах настоящие подсказки. Например, очередная развилка показалась нам несколько странной. Вправо уходили две дорожки, которые, по всей видимости, через некоторое время соединялись, однако, качество этих дорог было явно хуже, чем у основной гравийки, продолжающей ползти в сторону горы Шесси вверх. Согласно фотоснимку, нам необходимо было поворачивать вправо, чтобы через километр выйти на хорошую дорогу немного западнее. Но куда же в таком случае ведет основная дорога? Возможно, к Шесси? Меня смутил крохотных турчик из трех камней на этой развилке.
Мы с Марком видели такие пирамидки на Оштене и возле Имеретинских озер, вряд ли на этом повороте эти камни сами случайно были поставлены друг на друга, тут явно постарался кто-то из людей. Все указывало на то, что пора поворачивать. Но, как говорится, доверяй, но проверяй, и, кинув рюкзак, я принялся бегом подниматься дальше вверх по основной дороге. Игорь с Марком решили воспользоваться этим и еще немного отдохнуть. Особенно это было важно для Игоря, который раньше никогда не поднимался по горам с рюкзаком, мог позволить таким образом себе часто отдыхать в пути. Марк вдруг неожиданно недалеко от турчика нашел недопитую бутылку «пепси». Несмотря на то, что воды было в рюкзаках предостаточно, он не смог устоять перед искушением, отведать напитка, который в дикой природе уж точно встречается в бутылках не так часто как хотелось бы. А я в это время поднимался налегке по гравийке.
Стало ясно, что эта дорога поворачивает влево, и довольно скоро выходит на хорошо заметную сверху со спутника развилку. В этом месте находится начало спуска с отрога массива Шесси в долину истоков реки Куша. Рядом с перекрестком в лесочке я увидел небольшой каменный столб, залез на него, и начал рассматривать сверху окрестности. Был виден огромный непрерывный лесной массив внизу, таким образом, удалось узнать, что каменный столб находится на высоте почти 1300 метров.
За лесом поднималась невысокая, и на первый взгляд, двухвершинная гора, она поражала своими крутыми скалами. Не было сомнений, это этой горой был Большой Оконту, который я много раз видел с массива Черногорье.
Западные его склоны передо мной были впервые. Да, именно в долине Куши, между этими скалами и хребтом, где я, оседлав поросший мхом столбик, находился в десяти метрах от замечательной дороги, большинство туристов, идущих со стороны Пшехи покорять Шесси, поднимаются вверх по ручью, и, согласно, отчетам, довольно плутают по бездорожью, стараясь отыскать выход на поляну северной вершины 1682 метра. Однако, и мне тоже рановато было радоваться – эту северную вершину предстояло найти и нам, никто из нас не знал, приведет ли выбранная нами дорога на самый верх, или, может быть, нам тоже придется вкусить порцию бездорожья. Как бы ни хотелось отправиться дальше вверх налегке, пришла пора спускаться к ребятам. Внизу, еще раз взглянув на карту, а затем на турчик, мы снова нацепили на себя наши сумки, и отправились по сомнительному волоку вправо. Через сто метров эта дорожка словно бы пропала, я уже понемногу начал подвергать сомнению свою затею, как вдруг дорога снова стала отлично просматриваться. На отрезке небольшого понижения нам снова в пути встретилась грязь, которую пришлось обходить стороной. Скоро мы перешли какой-то очередной небольшой ручей, из которого решили немного хлебнуть - несмотря на обилие здесь ручьев, никогда не скажешь, будет ли вода еще выше. После ручья начался крутой подъем, где-то впереди вверху уже проглядывались какие-то просветы. Нагнувшись, словно под аркой, проползли мы под большим поваленным деревом, уже до конца подъема оставалось совсем немного. Наверху, как выяснилось, нас ждал дорожный просвет, который неплохо был заметен со спутника. Несмотря на сильный ветер, мы решили там немного отдохнуть.
Мы достигли высоты 1270 метров. Впереди поднимались уже привычные для нас в этом походе высокие пихты, между ними выглядывали полностью сухие деревья. Сквозь ветки было заметно, что ближайшая гора к западу – это далекий хребет километрах в восьми. Итак, справа от нас был обрыв в долину реки Пшиш. После привала мы свернули на дорогу, уходящую строго в сторону Шесси, она идет параллельно течению Пшиша далеко внизу. Миновав небольшие лужи, мы снова начали подъем. На какой-то момент исчезли все панорамы, кругом снова был лес. Я понимал, что как только эта дорога кончится, придет время подниматься к северной вершине горы. Оставалось надеяться, что дорога не будет кончаться как можно дольше. Градус подъема только увеличивался, впрочем, это только радовало - кроме как на Шесси, теперь больше подниматься нам некуда. Никаких ответвлений в сторону от гравийки не было – это тоже успокаивало. Неплохо разогнавшись на подъеме, мы с Марком у большого поваленного дерева решили остановиться и подождать Игоря. В этот момент с западной стороны мелькнул в просвете между деревьями Главный Кавказский хребет, мы увидели поляны альпийского типа на вершинах гора Семиглавая и Кашина. Приближался полдень, становилось все теплее, даже ветер почти совсем утих. Судя потому, что на Семиглавой не было снега, было ясно, что и на Шесси его не будет, хотя Шесси выше Семиглавой на четыреста метров. После небольшого отдыха мы пошли дальше наверх, пробираясь по все сужающейся дороге через лесное однообразие. Неожиданно вышли на довольно ровный участок пути – там была старая маленькая поляна лесорубов. С этого места совсем недалеко впереди показалась гора, покрытая хвойными лесами, это точно была северная вершина. Правда поляны на самом верху мы не увидели, но это, скорее всего, из-за близости вершины к нам.
Мы были на высоте почти 1400 метров, тем не менее, казалось, что до самого верха нам еще подниматься и подниматься. Дорога продолжала идти на подъем, было такое ощущение, что она огибала гору справа. Так как наша скорость не была всегда одинаковой. Было трудно определить, подошли ли мы к горе или еще нет. Но мало-помалу слева от дороги склон горы, по мере нашего движения, стал увеличиваться. Постепенно крутизна подъема пути по гравийке стала резко снижаться. Тут я заметил какую-то дорогу, отделившуюся от основной, которая уходила влево как бы в сторону вершины, но, несмотря на то, что она казалась вполне убедительной, почему-то я ее не выбрал, наверное, не был еще уверен, что мы подошли вплотную к вершине. Таким образом, мы оставались на основной дороге. По всей видимости, по ней порой ходят люди – скоро мы подошли к импровизированному столику из пеньков, там явно была чья-то стоянка, наверное, тут охотились местные жители. Пройдя небольшое раздвоение дороги после стоянки, мы принялись дальше траверсировать склон горы. Слово «траверс» тут, действительно, подходит очень хорошо, набора высоты уже почти не наблюдалось. Слева от нас был уж совсем дремучий лес, у самой обочины было много папоротников. От знакомых я слышал, что много папоротниковых зарослей у самого выхода на поляну северной вершины, но уже всем было понятно, что до вершины подниматься и подниматься – самые высокие пихты слева от нас находились так высоко и далеко, что можно было смело предположить, что до вершины нам набирать около трехсот метров до поляны. Глазами я пытался выискивать какую-нибудь удобную тропку, уходящую в сторону вершины, однако, за весь путь мне такие ответвления не встретились. В общем, мы вместе решили идти по гравийке до тех пор, пока она либо закончится, либо пойдет куда-то резко вниз. И все же, было очень интересно, куда ведет эта дорога, ее не видно ни на одном фотоснимке со спутника. Скоро мы сделали очередной привал. Немного опустошив бутылки с водой, мы решили десять минут полежать и отдохнуть. В конце концов, времени у нас было много. Я внимательно рассматривал склон горы, но вдруг что-то вынудило меня посмотреть вперед в сторону обрыва Пшиша. Что-то мелькало между деревьями.
Присмотревшись, я понял, что это огромная скала невероятно странной формы. Она напоминала громадную птицу с острым клювом и сложенными крыльями – зрелище, конечно, неописуемое. В старых отчетах написано о некой скале Орлан под скалами Семашхо. Возможно, это была именно она.
Путь до гравийке продолжался.
Немного поднявшись вверх, за очередным поворотом, впереди показалась какая-то вершина метров на триста выше нас, сверху на ней мы увидели горные луга. «Неужели Шесси?» - думал я. Тут дорога снова повернула и пошла на спуск. Это не понравилось мне и Марку, ведь терять высоту чтобы потом снова ее набирать – дело не очень хорошее. Но все же, непонятно на что надеясь, мы продолжили спуск. На какой-то момент обогнав спутников, я спустился еще немного ниже, и, наконец, собравшись с мыслями, решил, что с этой точки мы уже пойдем строго наверх, пусть даже по бездорожью. Чуть выше меня слева подъем имел среднюю крутизну, подниматься нужно через суховатый лес, на такой высоте большей части лишившийся уже листвы. И, возможно, именно отсутствие листвы сыграло на руку трем путешественникам. Внимательно оценивая крутизну склоном, дожидаясь своих спутников, внезапно я узрел между деревьями чуть выше меня какой-то старый балаган.
«Может быть, это бывшая изба лесорубов? При этом мне было известно о некоем охотничьем балагане между северной вершиной Шесси и луговой вершиной Семашхо. Подобравшись к домику, поймал себя на мысли, что громадные серые скалы, поднимающиеся чуть выше над домиком – это и есть скалы Семашхо, они поднимались столь высоко, что никакими другими скалами они быть просто не могли. Так что, туристы, поднимающиеся на северную вершину, чтобы потом спуститься к домику, делают много лишних усилий. Мы же миновали все эти трудности, просто подобравшись к домику снизу по дороге, не набирая высоту. Неужели туристы, штурмующие северную вершину по долинам истоков Куши, не знали об этой гравийке?
Домик, несмотря на отсутствие в нем печки и открытые дыры на втором этаже, в целом выглядел хорошим убежищем. Судя по надписям у двери и внутри, сомнения в том, что этот домик реально находится под скалами Семашхо, полностью развеялись. Моим спутникам балаган очень понравился. Во-первых, это прекрасное место для ночевки, а во-вторых, развести костер внутри просторного помещения казалось хорошей затеей. Сложив вещи внутри, Марк, схватив топор, снова отправился на поиски дров. В качестве растопки вновь решено было использовать туалетную бумагу – уж слишком она хорошо горит. Рядом с домиком было не очень много сушняка, тем не менее, собрать сухие ветки нам удалось. Поначалу, как и ночью, костер вовсе не хотел гореть, несмотря даже на бесконечные наши поддувания снизу и создавание ветра с помощью сидушки. Как только импровизированный ветер пропадал, костер тут же улетучивался. Стремительно погибали не только спички, но и куски бумаги, ветки же упорно не хотели гореть. К тому же дым прямо в глаза мешал процессу. Но затем, все же, благодаря настойчивости Марка, через пятьдесят минут стараний, стабильный огонь появился, и можно было уже ставить котелок на «плиту». Кстати, в балагане кто-то оставил на «всякий пожарный случай» два дополнительных котла большего размера, чем тот, который был у нас. Впервые мы отведали за поход «горячее», на обед была приготовлена каша. С водой, кстати, проблем у балагана не было никакой – рядом был отличный родник, по-видимому, не пересыхающий.
Дальнейший план действий был таковым – до заката успеть подняться налегке на вершину горы, а затем спуститься вниз к домику, сделать себя чаю, овсяную кашу, а потом «отрубиться» и уснуть. В многочисленных отчетах часто встречается информация, будто на вершину горы Шесси через скалы Семашхо выйти очень просто, есть якобы хорошо натоптанная тропа, следуя по которой можно подняться на гору быстро и легко. До заката оставалось два часа.
Когда мы покинули домик и лишь с одной полуторалитровой бутылкой воды, которую держал Марк, принялись подниматься по легко заметной дороге в сторону Семашхо. Дорога сначала шла на подъем, однако, затем пошла куда-то немного ниже, а через некоторое время и вовсе закончилась. Столкнувшись с диким лесом, пришлось подниматься строго наверх, тем более, что незадолго перед окончанием дороги какая-то тропка, которую я проигнорировал, уже уходила прямо вверх. Поднимаясь, я старался вывести спутников на эту тропку, однако, даже забирая на подъеме немного влево через лес, никакой тропки мы не встретили. Подъем становился все круче. Впереди поднимались серые скалы, пришлось их обходить слева. Наконец, мы пододвинулись к границе леса и увидели осыпной шлейф камней, напоминающий чем-то место подъема на Аутль. Было непонятно, поднимаются ли туристы в этом месте или нет, троп и следов человеческой деятельности не было. И все же, отбросив все сомнения, я полез на разведку, поднимаясь на камням. Немного выше каменистого нагромождения подъем стал еще круче, приходилось уже держаться за траву не просто ради удобства, а уже чтоб не свалиться.
Сзади уже вовсю просматривалась вся верхняя долина Пшиша, оказалось, что там внизу множество скал, а не только один «Орлан». Еще не зная, есть ли выход на скалы выше или нет, я все же махнул рукой Марку и Игорю, они полезли в мою сторону. Стараясь держаться возле скал, самое главное – не отходить в сторону совсем на крутые участки и не пытаться забраться прямо на сами скалы, мало ли, что там окажется выше. Я надеялся, что ползу в кулуаре, и не упрусь в отдаленную скальную стенку. К счастью, так и было. Еще несколько моих резких движений, и, наконец, показалась поляна на вершине Семашхо.
Виды, открывающиеся с нее, просто поражали воображение! Не ожидал, что на вершине будет так здорово! Скоро, подоспевшие на самый верх, Марк и Игорь тоже смогли узреть эту шикарную панораму. Далеко на юго-востоке вставал Фишт-Оштеновкий массив, высотой почти 3000 метров, к северу от него простирались луговые хребты Лагонакского нагорья, которые слегка закрывал массив Черногорье с примечательной вершиной Спящий Черкес, еще ближе, далеко внизу, пробивалась из лесного моря отвесная и неприступная Собор-скала. С западной стороны прекрасно было видно Главный Кавказский хребет, ближе всего казалась гора Батарейная, с которой порой ходят на Шесси, сделав значительный спуск в долину Пшиша с последующим подъемом. К северу от нас вставала вершина 1682 метра с небольшой поляной наверху, казалось, что от Семашхо ее отделяет большая пропасть, правее северной вершины поднимался Большой Оконту, который теперь уже вовсе и не выглядел для нас большим, а рядом с ним была какая-то огромная треугольная скала внизу. К югу от нас просматривался лесистый хребет, через пару километров заканчивающийся в альпийской зоне главной вершиной массива Шесси. Хребет этот идет своеобразным полукругом, от скал Семашхо к нему надо еще спускаться.
Марк высказал мнение, что до вершины нам топать еще часа полтора. Это казалось вполне правдоподобным. Я достал телефон из кармана, включил, чтобы посмотреть время. Было 16:20, это явно меня насторожило. Стало ясно, что до заката мы не успеем вернуться домой. У Игоря был с собой фонарик, однако, мы не было уверены, долго ли он сможет гореть на обратном пути. У нас был вариант вернуться в балаган, а на вершину Шесси пойти утром, однако, что-то нас заставило отбросить эту версию. Ведь на следующий день обещали пасмурную погоду. Да и в конце концов не зря же мы поднимались на Семашхо. Было решено двигаться к вершине.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти