Пылинг и кочкаринг. Или поездка на водопады Пшехо-Су.
5 августа 2021 года. Появилось окно и как следствие возможность съездить на водопады Пшехо-Су. Сбежать из пыльного и душного города в зеленую горную прохладу.
Водопады Пшехо-Су (еще их называют Фиштинскими водопадами) воистину одно из самых красивых мест Западного Кавказа. И у меня это место самое любимое.
Несколько каскадов воды высотой более ста пятидесяти метров с шумом низвергаются вниз, брызги разбиваются в пыль и искрятся на солнце. В любую жару здесь прохладно и можно искупаться, если организм закален. Ведь потоки, питаемые водами ледников, довольно холодные. Вокруг неописуемой красоты панорамы: заросли рябины и шиповника перемежаются с березовым криволесьем и со стоящими группами пихтами. Нижний ярус леса представлен полянами разнотравья, зарослями желтой азалии и лавровишни.
Здесь же, у водопада, начинает свой бег ручей Водопадистый. Он бежит в бурьянах мимо одноименного недавно построенного приюта. Ниже ручей усиливается и дает начало реке Пшеха, которая сливаясь с рекой Белой у Белореченска, впадает в равнине в Краснодарское водохранилище.
Туристического столпотворения в этих местах не наблюдается и поэтому можно очень душевно отдохнуть, почувствовать глушь и единение с природой. Наверное, это связано с тем, что дорога к водопадам довольно нелегка, да и общественный транспорт доходит только до станицы Черниговской.
И вот теперь собственно о ней, о дороге. Несколько лет назад ее начали ремонтировать и расширять. Но я не ожидала, что до такой степени. Но все по порядку.
Дозаправились в Апшеронске (возьмите на заметку: в Апшеронске последние автомобильные заправки Лукойл и Подсолнух, стоит перестраховаться и иметь полный бак бензина) и довольно комфортно и быстро доехали до станицы Черниговской по асфальту, немного убитому, но очень сносному. Далее началась грунтовка и первые ее километров 10 было пыльно, но тоже неплохо. А вот дальше просто ужас! Участок порядка 30 или 40 км сплошная стройка. Каждые 200 – 300 метров работающие экскаваторы и грейдеры, по обочинам навалы железных каркасов и железобетонные надолбы, везде снующие рабочие, прокладывающие вручную ливнестоки и бордюры из подвезенного бетономешалками цементного раствора, их легковые машины, припаркованные по краям, и КАМАЗы, из-под колес которых при движении разумеется поднимались огромные клубы пыли. И ямы, ямы, ямы!
Проехать можно только на джипе, фермере и машинах им подобных, с высокой посадкой и двумя ведущими мостами, мощными двигателями. Причем проехать со скоростью не более 10-20 км в час, как бы крадучись, потому пыль такая сильная, что за лобовым стеклом уже ничего не видно, ни неба, ни встречной машины, ни идущей впереди машины, ни ям, ни выбоин.
После дождя скорее такой пыли нет, но уверена, что появляется другая проблема: грязь, которую тоже преодолеть нелегко, запросто можно забуксовать.
Одним словом, тихо матерясь и глотая пыль полной грудью, ударяясь головами в потолок машины на ухабах, мы ехали вместо обычного часа, часа два с половиной. И только за Майкопским водозабором, ближе к повороту на приют Верхняя Чуба, вздохнули с облегчением, активная дорожно-строительная деятельность прекратилась. Оставшиеся километры преодолели относительно быстро. У смотровой площадки в 5 км от водопадов были приятно обрадованы отсутствием вагончика с охраной, которая еще прошлым летом никого не пропускала. Поехали дальше. Дорога укатана, расширена и провал за поворотом на совесть заделан. В земле лежат огромнейшие три трубы, отводящие потоки воды и не дающие размывать дорогу и подмывать грунт.
За отсутствующим провалом, напротив озерца с камышом уже нет рукотворных мостков из буковых бревен, покрытых кем-то когда-то привезенными оконными рамами и ставнями. Там тоже проложили трубы и укатали все щебнем.
Дальше оставшийся отрезок дороги привел к самым границам заповедника, и снова нас ждал хороший сюрприз: перед самой границей, напротив приюта Водопадного сделана огромная площадка стоянка, на которой если меня не подводит логика, можно разместить не менее 10-15 автобусов Икарусов. От парковки до водопадов остается примерно 300-400 метров широкой пешеходной тропы.
Припарковались, собрались и пошли здороваться с водопадом. Двадцать минут, и мы уже на месте. Освежились под каждой струей. Приехать и не искупаться – это просто кощунство. Вода зарядила нас энергией, смыла дорожную пыль и усталость. Вода не только взбодрила, но и еще хорошенько отдубасила по голым плечам и голове. Бесплатный душ Шарко с массажным и лечебным эффектом. Наделали фотографий, полюбовались долиной ручья и пошли в обратный путь.
Немного перекусили у машины и поехали обратно. Уже был седьмой час вечера, хотелось до темноты добраться домой в Майкоп. Настроение, немного испорченное пылью и кочками дороги, выровнялось и в душе теплилась надежда, что у строителей дорожников уже закончился рабочий день и они отдыхают в бытовках. Но увы! Те же 30-40 км пришлось снова продираться с черепашьей скоростью через работающие экскаваторы и погрузчики между пылящими КАМАЗами.
- 1
5 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти