Псеашхо (1 часть)
В середине августа 2014 года я, только что вернувшийся из Москвы, и навсегда переменивший свой образ жизни, решил начать походный сезон с чего-нибудь новенького в своей практике. Конечно, заказывать пропуска в Архыз или в Домбай слишком поздно, это лучше сделать в начале января следующего года, но надо же куда-то сходить пока осень не началась!
Сначала я метил двинуть на Эльбрус, думал, что это будет с моей стороны реальный поступок, и даже стал организовывать экспедицию и нашел людей, но после того, как меня в эту же самую экспедицию, которую я организовал, не взяли и уехали на восхождение без меня, мотивировав, что не хватает мест в машине, я снова впал в неэйфорийный ступор.
К счастью, у меня под боком остались в Краснодарском крае места, где моя нога не ступала вообще и куда можно дунуть одному безнаказанно. Одно из таких мест – маршрут 8А. Давно мечтал прогуляться на Псеашхо, но останавливала всегда стоимость такого похода, ведь на маршрут можно попасть только благодаря канатной дороге, да и с пропусками не все было ясно, где их получать и выдают ли их на месте?
На этот раз я собрал все свои сбережения, выяснил, что мне одному хватит в аккурат и позвонил в контору заповедника. Там мне сказали, что пропуска выдаются на месте. Ну что оставалось делать? Не рыпаясь, я сел в автобус Краснодар-Сочи почти в полночь и уехал в совершенно незнакомую мне сторону. У меня не было ни карты, ни навигатора, впрочем, это было как раз-таки замечательно.
В Сочи я приехал где-то в шесть утра. И сразу же, выйдя из салона, увидел рейсовый 105 автобус, готовый уже отправиться в Красную Поляну. Мне несказанно повезло – водитель мне сказал, что маршрут идет не только до Красной Поляны и Эстосадка, но и немного дальше. Это значит, что мне не придется шлепать до канатки газпрома неизвестно сколько.
Дорога до Красной Поляны мне понравилась, прежде никогда не доводилось ее видеть. Трасса шла по берегу Мзымты. Особенно поразили эти длинные туннели, создавалось такое ощущение, что едешь в метро! А какие лесистые вершины были за окном! Разумеется, подготовка к олимпиаде внесла разрушения в местные природные экосистемы, но так как я здесь был впервые, то мне не с чем было сравнивать, и я радовался всему сразу, что мелькало в окне. В любом случае, прошлого не вернешь.
Через полтора часа после выезда из Сочи мы подъехали к развилке у реки Ачипсе. Слева уже можно было видеть здание, с площадки которого поднимаются вверх на хребет Псехако вагончики канатки. Но мне не стоило забывать, что сначала необходимо взять пропуск в заповедник. У автобусной остановки стоял указатель на вольерный комплекс заповедника, что в двух километрах от развилки вверх по реке. С помощью способности разговаривать мне удалось узнать, что пропуска выдают именно на вольерном комплексе, это мол, и есть знаменитый кордон Лаура.
И что мне пробежать эти пару километров? Гуляющие по тротуару вдоль реки отдыхающие, видать, были шокированы бегающим туристом в красной кепке с массивным (визуально) рюкзаком – быстро припрыгав к местному «зубрятнику» я, запыхавшись, уже собрался произнести: «дайте на четыре дня на одного!», но не тут-то было. Главная заведующая меня остановила и сказала, что касса откроется только в десять часов… Ну ладно, я пока поем. Не смог удержаться от искушения - сразу сожрал все самое вкусное, например, из пяти бананов я оставил «живым» только один, но это был своего рода рекорд, в прежние времена ни один бы не пожалел. Полтора часа мне приходилось пинать балду, по телефону ни с кем не разговаривал, берег батарею, ходил вокруг таблички вольерного комплекса, наблюдал за рабочими, вспоминал свое студенчество и бесконечные подработки на стройке. Эх, везет мне, теперь я свободный человек, а все остальные люди рядом со мной только ходили, кланялись и подчинялись этой строгой тете.
Наконец, наступили долгожданные десять утра и открылась касса, почти сразу же меня оттолкнули почти в конец быстро собравшейся очереди, потенциальные посетители вольерного комплекса, но меня не так-то легко теперь сбить с толку, быстренько вернулся на свою прежнюю позицию. Сухая и хладнокровная кассирша, услышав, что я беру билеты в заповедник, покачала головой и заявила, что ох, оформлять в заповедник это не быстро, придется подождать. «Ждать» пришлось не больше пяти минут, мне нужно было просто сказать ФИО и примерный маршрут. Хотя, какой он там примерный…он там один!
Ну все, я получил документ! Теперь можно мотать на волю в пампасы! Только как? Два километра назад пробежать для меня не проблема. Но что делать потом? Логическим путем я догадался, что надо идти в сторону площадки канатной дороги.
Перешел через мост и зашел на территорию газпрома. У какого-то охранника спросил точный маршрут, он мне ответил, что заходить в здание нужно через эскалатор. Еще немного блужданий и путаниц под дружный хохот посетителей и все, я добрался до кассы, там мне выдали карточку , проезд до самого верха (куда мне и нужно) стоил 850 рублей, к тому же по этой же карточке можно спуститься (хотя, иногда при спуске требуют чек).
На канатке я поднимался около двадцати минут, ехал в полностью закрытом вагончике еще с несколькими пассажирами, которым почему-то не было так весело как мне. Меня прикалывало практически все, чем выше поднимался, тем шире и грандиознее разворачивалась панорама.
Пару раз, на промежуточных станциях, мне пришлось выходить и пересаживаться в другой вагончик.
Закончил путь наверх я один. Последняя станция находится в районе так называемой Пихтовой поляны на высоте около 1650 метров. Отсюда и начинается еще пока нетронутая природа. По пыльной дороге быстро бегу вниз, где вижу целую группу туристов, видать, они идут по тому же маршруту, что и я.
У окончания пыльной дороги слева я увидел начало тропы, которая уходит вверх через лес. Перегнав группу туристов, выхожу на эту тропку и начинаю наблюдать – как только я увидел, что туристы выходят на ту же дорогу, что и я, радуюсь правильному выбору и начинаю кросс в сторону Медвежьих Ворот, хотя, что это за ворота такие, не имел пока ни малейшего представления.
Путь по лесу уже в самом начале начал изматывать (было очень жарко), захотелось скорее выйти на альпику. В связи с этим, неплохо было бы выразить благодарность строителям канатки, они избавили туристов от самого рутинного участка пути и от сопровождающей его жары. В лесу чего-то особо примечательного я не нашел. Тропинка поднималась по хребту, несколько раз в сторону уходили ответвления, которые потом соединялись с основной дорогой.
Радостный момент наступил тогда, когда где-то вверху показались какие-то столики, лавки, там была первая панорамная точка, по всей видимости, это и были Медвежьи Ворота.
Я достиг высоты 1950 метров, судя по надписи на табличке, до первого приюта на Бзерпском карнизе осталось меньше трех километров, это значит, что я успеть могу за сегодняшний день очень много сделать. На большой карте, изображенной прямо на стенде у лавок, мне удалось увидеть и зафиксировать в своем мозгу примерное расположение примечательных объектов южного отдела заповедника.
Карту эту я сфотографировал и, не в силах устоять перед местными, постепенно открывающимися красотами, ломанул дальше вверх. Кстати, на Медвежьих Воротах была некая развилка, одна тропа уходила вверх к вершине Табунная Южная, однако, ее я решил пока не трогать, надумал пойти через нее назад.
Дорога к Бзерпскому карнизу уже не отличается «стабильностью» как начальный участок пути, она представляет собой череду подъемов и спусков. Замечательные виды открывались слева – Чугуш, Геоморфолог, Джемарук (Джемарунгма), Большая и Малая Чуры и другие вершины, которые я никогда не видел с этой стороны еще как радовали глаз. Причем, как один, так и второй! А перед появлением самого карниза показался впереди массив с довольно интересной забавной вершинкой.
Скоро показались домики карниза. Но чтобы попасть к ним, нужно было сделать небольшой крюк и обойти обрыв.
Неожиданно впереди показалась еще одна группа туристов, я их спросил, где здесь ближайшая вода, ведь сам термин «псеашхо» переводится как «многоводная гора», а я, сколько ни иду (аж целых четыре километра!!!) и не вижу воды. Они ответили, что сами впервые в этом районе. И тут справа от тропы мне попалась какая-то убогая лужа. И вроде можно было оттуда воду набирать, я даже остановился и начал доставать бутылку, но тут внезапно вспомнил еще один вопрос и, забыв про воду, кинулся догонять уходящих туристов.
И в тот момент, когда почти их догнал, мой взгляд приковала возникшая перед глазами табличка «гора Коготь – 2800 м». Туристы уходили в сторону карниза, до которого оставалось меньше километра, а я подумал, что мне делать до заката у этих домиков. Схожу-ка лучше сначала на этот самый Коготь…
Тропа плавно поднималась по альпийским лугам. Впереди вставала гряда травяных холмиков. Надумал открыть фотоизображение карты. Оказалось, что 2800 метров это не высота горы, а количество метров от развилки до ее вершины, скорее всего по прямой линии, а высота ее 2482 метра. Это только придало уверенности в себе, ведь на самый верх я пошел с еще тяжеленьким (по моим меркам) рюкзаком. По пути мне попадались маленькие заболоченные озерца.
Внезапно тропа будто бы потерялась. Делать было нечего – пошел напрямик к холмистой гряде, далее кругом были почти сплошные заросли рододендрона, иногда прерываемые колючим можжевельником, еще из растений попадались всякие колючие травы и знаменитая чемерица Лобеля. Довольно быстро мне удалось выбраться на какую-то верхнюю площадку, слева был обрыв, за которым впервые передо мной показались могучие Псеашхи. Тогда я еще не понимал, где какая из них, но одну я знал точно – это моя завтрашняя намеченная еще в Москве цель – Сахарная Голова, названная так, потому что напоминает старые сахарные головки из магазинов до появления рафинада.
Но где же Коготь? Справа от меня поднимался самый высокий травяной холм, на вершине которого виднелась какая-то конструкция, по-видимому, триангулятор. Так как особо приметных вершин в пределах квадратного километра больше не было, стало быть, это Коготь и есть (потом выяснилось, ее еще иногда называют пик Бзерпи). Перед посещением вершины мне пришла в голову мысль перекусить. Помню, съел какие-то помидоры, немного хлеба и, увы, оставшийся банан. Утопая в траве, перелезая через камни и обходя крутые участки, я стал спускаться к подножью холма, далее поднапрягся и резво забежал на гребень, а оттуда уже на самую высокую точку, где и снял свое первое в этом походе видео. Итак, первая вершина взята.
Но до заката еще очень много времени. Тем не менее, не размусоливая, я решил не оставаться на месте и бежать дальше. Надеясь найти нормальную тропу, стал спускаться, двигаясь в западном направлении, но тропу так и не смог найти. Наверное, ее и вовсе не было. Иногда на спуске я попадал в тупняки, например, на можжевельно-рододендровый склон, пройдя по которому чуть вниз, принял решение подняться наверх и обойти его слева к чертям собачьим.
Наконец, какая-то тропка показалась внизу, она выходила с юга, сбежав вниз, перепрыгнув небольшую балку, быстро вышел на нее и погнал к Бзерпскому карнизу. Через пять минут передо мной показалось знакомое заболоченное озерцо. Так вон, куда уходила тропа! Когда внизу замаячили домики карниза, мне пришла в голову мысль вернуться к источнику воды и набрать там одну бутылочку. Неизвестно когда мне еще попадется вода в этой многоводной стране. Удивительно, но пока я бежал вниз, внезапно заметил, что снова отклонился с правильной тропы и бегу куда-то влево по другой тропе. Плюнул на это дело и побежал вниз к домикам, вспомнив свой старый любимый принцип, идти не по дорогам, а по направлениям. Когда-то один довольно трусливый турист мне заявил: «Ты, Саня, ходишь не по дорогам, а по направлениям», причем, он этой фразой хотел тогда меня оскорбить. Да-да, именно оскорбить. Тоже мне, оскорбление!
На развилке я повернул налево, начал спускаться к лужице и тут заметил, что у нее уже сидят три человека, тоже туристы. Один из них (старший в группе) был крепкий мужик в белой майке, другой был высокий в темных очках, третий был забавный парнишка с бородой. Я их спросил, за сколько времени, если идти с самого утра, я доберусь с карниза до вершины Сахарника, они ответили, что лучше всего ночевать не на карнизе, а на втором истоке Пслуха. Взглянув на карту, я все равно не особо понял, где это, но услышав, что эти ребята сами собираются завтра делать восхождение, решил тайно идти за ними, «гиенить», так сказать.
Все трое оказались из разных городов и даже регионов страны, познакомились они через интернет. Кстати, одного из них я заметил еще внизу у вольерного комплекса. Но это к слову. Тут вспомнилось мне мое недавнее желание набрать воды, однако, трое ребят остановили меня и указали, что на карнизе воды просто эльдорадо, да и качество ее изрядно лучше, чем в лужице. «Тогда пойдем!» - сказал я им.
У домиков, действительно, воды было больше чем на луже, хотя, не эльдорадо, конечно! Река Безрбь, вытекая из-под знакомой холмистой гряды, ниже карниза резко устремляется вниз, вода в ней чистая и приятная на вкус.
Домиков на карнизе было три, два новых один старый, который мелькает на многих фото отчетов прежних лет. Ну и как на Медвежих Воротах тут была карта на стенде и многочисленные лавки и таблички.
На одной лавке сидел некий турист. Немного позже я услышал его разговор с моими тремя спутниками, они спрашивали его о восхождении на Сахарный Псеашхо. Тот им объяснял следующим образом: необходимо пройти по основной тропе в сторону перевала Псеашхо, дойти до того места, где справа покажется верхняя долина реки Пслух, далее нужно выйти на левый берег по тропе, дойти до второго истока, заночевать там, а утром подниматься по ближайшему гребню, но, когда покажутся вверху «бараньи лбы», необходимо повернуть направо под сыпухой и перелезть на другой гребень, потом дойти до вершины. Тогда я включился в разговор: «А как я распознаю эти бараньи лбы, когда нужно будет повернуть?». Турист мне отвечал: «Ты увидишь это место, сразу будет понятно, что наверх ты там не заберешься, для этого нужны веревки». Мы достаточно разговорились, запировали на карнизе с тремя завтрашними восходителями, легкая непринужденная беседа закончилась уходом туриста, объяснявшего маршрут. С ним отошел на время глава туристского трио. Я решился спросить у оставшихся двоих ребят: «А когда мы пойдем дальше или вы тут надумали ночевать?» Они мне ответили: «Как, ты что, тоже собрался завтра покорять вершину? Нет уж, извини, мы хотим втроем зайти, нам на горе не нужны спутники, только без обид, хорошо?»
Нет, ну я так не могу! Я понимаю, что на вершину может запретить подниматься егерь (хотя некоторым на такое плевать), погранцы, погода, в конце концов… Но чтобы мне, приехавшему черти откуда с целью покорить вершину, «не разрешили» осуществить свою давнюю мечту туристы – это уже слишком. Гора, она для всех гора и никто мне на нее взойти не запретит. Тогда я быстро собрал рюкзак и тронулся в сторону перевала Псеашхо по основной тропе, в пути высматривая поворот направо.
Впереди была широкая долина, путь был почти ровный. Иногда дорогу пересекали какие-то ручейки, над мокрыми участками тропы работники заповедника проложили доски.
Когда показалась долина истоков реки Пслух, наступило время сворачивать.
У очередной таблички я увидел, уходящую вправо, отличную тропу. По ней мне удалось спуститься к реке. Надо сказать, что с самого начала я немного запутался (впрочем, как всегда на новом месте), не заметив продолжение пути сразу за рекой, принялся уходить вверх по истоку в сторону перевала Псеашхо, разыскивая глазами удобный путь по склону. Но через двадцать минут мне это надоело, плюнул я на это дело и спустился опять вниз. В этот момент трое моих новых знакомых подходили к табличке, они уже почти настигли меня.
Тут я, наконец, нашел продолжение пути и начал уходить по траверсу ко второму истоку. Замечательная тропа, не прерываясь, вела меня через высокие травяные заросли, скоро дорогу пересек какой-то ручеек, который я изначально принял за «первый исток», но когда на пути попался след от другого ручейка, а Сахарник впереди еще не появился, то решил отбросить всякие предубеждения и просто идти пока не мои ноги сами не выведут меня туда, куда нужно.
Колючей травы стало больше, пришлось снять бриджи и надеть штаны. От трио я отрывался все больше и больше. И тут первый исток уже у меня перед глазами, местность кругом хорошо подходит для ночевок, удобный такой кулуар слева, но мне нужно было идти к следующему кулуару.
Перепрыгнув через поток, я стал искать тропу дальше. И, вроде, нашел. Но только не ту что нужно было! Под ногами оказалась тропка, которая через пять минут закончилась, но так как другие тропы мне были неизвестны, и я не подозревал об их существовании, пришлось (так как это был единственный способ продолжить путь) карабкаться очень круто вверх, держась за какие-то растения, крутизна в некоторых местах достигала 70 градусов. Я слышал, что до второго истока лошади доходят, но как они тогда преодолевают этот подъем? На мой взгляд, восхождение должно началось уже отсюда, а что на Сахарнике будет?
В самом конце этого дурацкого подъема, на уже ровном месте мой путь пересекла отличная тропа. Так вон оно что! Надо было искать верхнюю тропу! И не нужно было так тупить как я! Повернув направо, стал идти дальше, начала показываться Сахарная Голова, визуально вершина ее была совсем близко, но в горах такие впечатления очень часто обманчивые. Скоро начался спуск вниз. На этом спуске я умудрился споткнуться и упасть прямо на рюкзак (поэтому вообще не пострадал), воспользовавшись, случаем, отдохнул и снял штаны, ибо речку нужно будет переходить. И правильно, что снял, ибо как выяснилось, второй исток не перепрыгнешь. К тому моменту, как я подошел ко второму истоку, начало темнеть, становилось все прохладнее, а после брода я еще целую минуту «выл» от температуры воды!
На другом берегу на удобной площадке сидели два незнакомца, ставили палатку. Как выяснилось, утром они планировали уйти на Сахарник, впрочем, как и я. Спрашивать их о восхождении было бы глупо, так как я уже ответы на все вопросы уточнил на карнизе. По своему виду и по разговорам эти двое напоминали гопников, ко мне они же отнеслись на удивление уважительно, даже на «вы» называли постоянно. Видимо, думают, раз человек один ходит, значит, сильный и не боится никого. Впрочем, мне это как раз на руку!
Отойдя на двадцать метров от палатки, у каменных глыб расстелил себе коврик, достал спальник, немного перекусил, налюбовался закатом над вершиной Коготь, а после, завернулся в спальник и начал пытаться заснуть.
Клеенкой не накидывался – стояла просто отличная погода, все небо было усыпано звездами. Было восхитительно. К полуночи, в конце концов, мне удалось погрузиться в крепкий сон.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти