Перейти к содержанию

Испытание конем или поход на учет медведей.


NV2

811 просмотров

Дело было в июне этого года. Разразилась эпидемия короновируса. Объявили карантин. Я и мои коллеги, работники туристического отдела кавказского заповедника оказались в вынужденной паузе по работе.

И тут сообщение от руководства: «желающие могут поучаствовать в учете медведей».

«Почему бы и нет?», - подумала я – «Узнаю территорию зоны покоя заповедника, сделаю фотографии, принесу практическую пользу, получу новый опыт». И я ответила, что с удовольствием поучаствую в учете. В первый раз в своей практике.

Пришел приказ, согласно которому, участники учета шли группами по разным маршрутам. Я со своими коллегами, тремя гос инспекторами заповедника, попала на довольно сложный кольцевой и протяженный (около 100 км) участок Гузерипль – Киша – поляна Жернова – поляна Умрилово – Ачешбок – долина реки Бамбачка – Порт Артур - Киша – Гузерипль.

Разумеется, такой длинный поход за 5 дней пешком выполнить было очень сложно и поэтому было решено отправиться в путь на лошадях. Тем более, что за неделю до этого в горах на уже покрывшиеся листвой деревья выпал снег, и гарантированно некоторые участки тропы были завалены, надо было брать с собой бензопилы и бензин и расчищать завалы.

И вот тут у меня началось настоящее приключение и испытание.

День первый.

Второй раз в жизни я села на лошадь, и мы отправились на кордон Киша. До этого я как турист пару часов каталась по округе и сказать, что у меня был опыт верховой езды — значит покривить душой. 12 км довольно узкой и сложной тропы вдоль реки Киша. Спуски и подъемы, справа обрыв с бушующей рекой. Сердце замирало и выпрыгивало от страха. Но уверенности придавал конь по кличке Сармат, который чувствовал себя спокойно и шел по тропе довольно аккуратно. Пришли на кордон. Поужинали и заночевали.

20200605_102233.jpg.9060f234b34eb13c8fb895d8b455861b.jpg

День второй.

А теперь в путь. С этого дня мне дали другого коня, по имени Лысый. Лысый оказался старым мерином, практически пенсионером. Пройдя километров 5, когда все кони остановились у ручья на водопой, ему вдруг захотелось полежать на земле, несмотря на то, что на нем седок в моем лице. Представьте мой ужас и панику, когда подо мной начал ложиться конь. Мысль первая: сейчас он мне раздавит левую ногу. И я экстренно начала пытаться выскочить из седла. Но застряла кроссовкой левой ноги в стремени. Но Лысый, только коснувшись брюхом земли, тут же начал подниматься. Тут мысль вторая: сейчас я повисну как сосиска. И это бы произошло, если бы не подскочил гос инспектор и не помог мне. Дальше остаток дня, до приезда к балагану на поляну Жернова, я выполняла упражнение «подход к коню». И не зря. При каждой остановке, а останавливаться приходилось часто чтобы распилить упавшие на тропу деревья, Лысый падал на землю и катался на спине. Фух!!! Прибыли на балаган. Ужин, ночевка.

20200606_120226.jpg.022103c562c01a0916141238279c9e78.jpg

День третий.

Ну, как положено, поднялись и позавтракали, двинулись в путь. Горько вздохнув от безысходности, я взгромоздилась в седло. Поехали. Опять узкие звериные тропы, обрывы то с одной и другой стороны, и лучше закрыть глаза и стараться не о чем не думать. Правда иногда выезжали на альпийские луга, где не так кружилась голова. В этот день меня ждал другой сюрприз: оказывается, Лысый умеет спать на ходу. Он ведь шел практически налегке (что там для него 60 кг моего веса).  И его привязали поводьями к впереди идущему коню. Так что он с удовольствием расслабился, дремал и часто спотыкался. Я для него, наверное, ассоциировалась с сумами или мешком картошки. За 2 км до балагана я не выдержала, и остаток пути прошла пешком, получая настоящее удовольствие уже от того, что мои ноги устойчиво стоят на земле и я им доверяю. Наконец то Ачешбок и балаган.

20200605_155430.thumb.jpg.4935a1ffefe8f0bd1294b87bbaa5b0a2.jpg

День четвертый.

Утро. Всех медведей, а тут их наконец то увидели на склонах (до этого больше фиксировали многочисленные следы), пересчитали и двинулись на Порт Артур. Этот участок пути не изобиловал обрывами, но с Лысым все-таки дружба не налаживалась. Конь все так же филонил, поняв, что на его спине чайник, а не злобный матюгающийся гос инспектор. Опять часто останавливались, фотографировали следы, пропиливали завалы на тропах. Начали встречаться лежбища зубров. Затем вдруг мимо пронеслось целое стадо, голов на 70. Видимо мы их спугнули. И уже чувствуется именно психологическая, а не физическая усталость от каждодневного сидения в седле. Снова балаган. Солонец, на котором проверили соль. Следов заповедных зверюшек очень много: кабаньих, оленей, ланок. Снова костер, ужин. А пока не стемнело – осмотр окрестностей в бинокль, радиальные пробежки по склонам в поисках медведей и их следов.

20200606_195927.jpg.1568a07fecbbdd23ea15cc7325ab0920.jpg

День пятый

Практически вышли на финишную прямую. От Порт Артура, мимо Зубропарка до Кишинского кордона километров 15, да и до выхода на трассу у Кишинских порогов 12 км. И тут я «поймала клин». И категорически отказалась садиться в седло. Одна мысль что опять надо быть верхом вызывала в душе бунт. 27 км я бодро прошагала пешком, злая как мегера и даже не заметила, что потратила на весь путь всего 12 часов. А Лысый, наверное, был в восторге. Он, наверное, вообще расслабился, вообразил конским разумом, что находился не на работе, а на заслуженном отдыхе и прогулке.

Медведей мы насчитали 30 особей. В живую на склонах видели восьмерых. Остальных зафиксировали по следам. Наверное, увидели бы больше, но скорее всего распугали их шумом бензопил, когда убирали завалы. Сфотографировать к сожалению, ни одного не удалось. Они паслись на склонах в рододендронах, видно их было только в бинокли. Фотоаппараты так сильно не приближали.

 

 

 

 

 

20200606_152822.jpg

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
×
×
  • Создать...

Важная информация

Правила поведения на форуме. Условия использования просьба ознакомиться.