Через Аутль к морю (4 часть)
Похоже это, действительно, редкий феномен, когда в самом конце апреля на высоте около 700 метров в сочинском районе можно наблюдать снег. А ведь в любой другой год в этих местах к началу мая уже давно все зелено как летом. Целых три минуты мы пересекали не успевшие растаять остатки природной стихии, две недели назад подчинившей себе все горные и предгорные районы Краснодарского края. Затем дорога опять пошла вниз. Деревья кругом были совершенно голые, внизу отсутствовал подлесок. Постепенно наступал вечер. Несмотря на то, что с самого утра мы начали быстро идти к побережью, а после родника на хребте Звезда ускорились еще больше и почти нигде не останавливались, до сих пор нам ни разу не встретились люди, а также машины, строения и вообще признаки человеческой цивилизации. Мало-помалу у нас с Ильей складывалось ощущение, что мы где-то сбились в намеченного пути и уходим совсем по другой дороге в ненужную сторону. Отчасти это мнение подогревалось тем, что дорога шла не в сторону приморских хребтов, а параллельно им. Вдруг впереди показалась табличка охранной зоны кабеля. «Кому придет в голову здесь копать?» - подумали мы.
Чуть ниже на склоне мы снова заметили снег. «Это, никогда, наверное, не кончится» - сказал я Илье и тут же предложил подумать о поиске места для ночевки. «Вообще хочется к морю спуститься, но, походу шансов у нас мало. Да и неизвестно куда забрели» - отвечал он. Единственное, что помогало не угасать надежде, встретить на побережье хотя бы следующее утро, так это непрерывность самой дороги. И пусть наша «магистраль» не отличалась хорошим качеством, она на хребте была всего одна и упорно в течение нескольких часов вела нас четко в определенном направлении. Такие дроги редко кончаются тупиком и обычно в итоге спускаются в человеческие поселения. Однако кто сегодня пользуется этой дорогой? Делянок лесорубов мы не встретили, да и хребет Звезда для массового отдыха хребет не слишком подходит. В итоге было решено продолжать быстро идти по нашей «магистрали» до самого заката. В конце концов, на этой высоте ночью уже не было холодно, да и поставить лагерь можно было и при свете фонаря. Кругом был сплошной дикий однообразный лес. Иногда справа мелькала какая-то невысокая выраженная вершина, она была примерно в двух километрах от нас. Вероятно, это была гора Жемси, впрочем, могу и ошибаться. Через некоторое время дорога в очередной раз пересекла гребень хребта, и перед нашим взором появился небольшой приморский хребет с отрогами, спускающимися в долину истоков Чемитоквадже. Чтобы оказаться там, нам пришлось бы спускаться глухие балки ручья Чемита и наверняка несколько часов блуждать в лесных дебрях. «А может, рискнем?» - спросил Илья. Мы остановились, и стали внимательно рассматривать долину. Есть ли там дорога внизу дорога? Узнать это было невозможно, не спустившись. Решать нужно в таких ситуациях быстро – солнце все ближе сползало к горизонту. Чтобы выйти к морю, достаточно было выбрать любой из истоков и начать двигаться вдоль русла, таким образом можно выйти к дорогам и человеческому жилью. И все же, хорошо подумав, мы от такой затеи решили отказаться. На руслах могут встречаться каньоны, в которых можно застрять. «Не покинем нашу дорогу, она точно нас куда-то приведет, пусть не сразу, зато наверняка» - заключил я эту мысль. 8
Дорога все меньше походила на ровную, она все больше змеилась, огибая небольшие бугорочки. Она даже стала понемногу превращаться в добротную гравийку. На спусках мы ускорялись до предела, поэтому из-за появившихся камней скоро появились неприятные ощущения в пальцах. Я начал переживать о том, что если дело так и дальше пойдет, то натру мозоли. За наиболее крутым участком спуска мы заметили на небольшой зеленой полянке недавнее кострище – кто-то нарушал одно из правил национального парка.
На этой высоте мы, наконец, видели вокруг себя пробуждающиеся от спячки растения, на деревьях была первая свежая зелень. «О, а это что?» - вдруг удивился я, заметив чуть дальше какую-то громадную синюю трубу, спускающуюся с хребта и проходящую над дорогой. Через пару минут стало ясно – это газопровод высокого давления, та самая линия, вдоль которой мы поднимались, торопясь еще на Грачевский перевал. Я знал, что за ГКХ газопровод отходит в сторону поселка Марьина, и по этой причине запрещено находиться без пропуска в урочище Стагоки. «То есть, мы сейчас выйдем к Псезуапсе?» - спросил Илья. «Наверное, причем, не обязательно в Марьино, может быть и чуть ниже» - предположил я, догадываясь, что это наверняка ошибочное мнение. За линией трубы снова начался подъем, причем, довольно выраженный. В самом начале появился открытый шлагбаум.
Дорога уходила в западном направлении, все так же следуя параллельно побережью. «Опять подъем? Ну, ничего себе» - проговорил я, не зная, что делать, радоваться или грустить. Уже на первых метрах подъема мне стало ясно, что усталость наступает. Илья же оставался бодрым и одинаковыми большими шагами начал вырываться вперед. Мне же хотелось чего-либо перекусить, однако легкого перекуса в рюкзаке было мало. К счастью, быстро покопавшись в куртке, обнаружил пачку сухариков, купленную в Апшеронске и совершенно забытую. Небольшая остановка всего на двадцать секунд лишила меня возможности видеть Илью, он успел уже далеко упрыгать, и чтобы снова его догнать, мне пришлось бежать. Чуть дальше крутизна подъема сильно уменьшилась. Слева был крутой обрыв, за которым виднелись небольшие пригорки, торчащие из зеленого лесного массива. Но, несмотря на хороший обзор, ни побережья, ни населенных пунктов, видно не было. Наесться пачкой сухариков я не смог, этого было мало для утоления голода, тем не менее, мне все больше, как и спутнику, не хотелось ночевать в лесу, потому продолжал бежать, стараясь не отставать от Ильи, рассчитывая добраться до поселка засветло. Когда обрыв скрыла группа деревьев, вдруг мне показалось, что стало как-то непривычно темно. Закат приближался, нужно было поторопиться. Минут через двадцать, наконец, мы начали круто спускаться. Дорога сильно закрученным серпантином уходила с хребта в широкую низко расположенную долину. Было интересно, далеко ли от нас река, я постоянно прислушивался в надежде услышать шум воды. На каждом из сегментов серпантина мы сбрасывали несколько десятков метров высоты. Была тольео одна неприятность – медленно формировались на стопах мозоли, ноги чувствовали каждый камешек. В очередной раз сморщившись от неприятного ощущения, я посмотрел под ноги и вдруг заметил справа в листве ежа. Неторопливое животное копошилось в земле, воспользовавшись, случаем, решил его сфотографировать.
«Какие густые заросли кругом» - неожиданно удивился Илья, уже фактически подходя к реке – «Наконец-то, мы выбрались в месяц май!». Тут справа показалось какое-то старое каменное строение. С момента выхода из Шпалореза, это было первое, встреченное потенциальное жилье. Железные ворота были открыты, но внутри, скорее всего, никого не было, здание выглядело опустевшим и забытым. Уже дома, посмотревшие мои фотографии люди, сказали, что это была баня.
Возник вопрос, как переходить реку. Первоначально мы поднялись чуть выше и рассчитывали перепрыгнуть русло, но затем, чтоб не рисковать, снова спустились на дорогу, разулись и перешли вброд. Холодная, но приятная вода отлично нас взбодрила.
На противоположном берегу дорога продолжилась, теперь она вела по правому берегу реки в сторону моря. Почти сразу же я заметил камень с надписью «Солоники» и стрелкой, указывающей в сторону, куда мы шли. «Неужели не ошиблись? Отрадно же» - обрадовались мы и довольные продолжили путь.
Через минуту выбрались к шлагбауму. С обратной стороны была табличка национального парка «проезд запрещен». Так вот почему не было нигде машин.
Гравийка шла ровно, подъемов уже почти не было, идти было легко, мы уже были в предвкушении появления человеческих поселений. Солнце, тем временем, уже достигло линии горизонта, однако даже после заката остается еще немного светового времени, и нужно было воспользоваться этим промежутком. Получив убедительные доказательства того, что идем правильно, стало так же понятно, что за природные объекты окружают нас. На другом берегу реки возвышалась лесистая гора под названием Серентх, известная своими дольменами. Ну а река, вдоль которой мы шли, именовалась Цуквадже. Скоро мы подошли к постройкам интересной формы, относящимся к СНТ «Лесник». На этих садовых участках, кстати, есть несколько интересных дольменов. Становилось все темнее. За выходом из СНТ опять появился лес. «Надо же, это еще не Солоники!» - удивились мы.
Чуть дальше показалась на другом берегу ЛЭП, а где-то впереди засияли огни. «Завод какой-то» - отметил я, когда мы вышли на дорожное расширение и увидели на другом берегу деревообрабатывающий цех – «Но где же поселок?». Из зарослей вышли три лошади, хозяина с ними не было. Я сфотографировал их два раза, автоматически сработала вспышка.
«Темнеет» - заметил Илья – «Со страшной силой. Может, тут остановимся и заночуем?». «Нет, давай уж доведем дело до конца. Отдохнем пять минут, а потом выберемся к морю» - ответил я ему. Кругом была приятная тишина. Отдыхая на рюкзаках, мы уже представляли себе теплое море, множество отдыхающих и большое количество еды в местных кафешках. Тут тишину нарушил какой-то странный рев. Через минуту мимо нас проехал автомобиль. Через минуту мы снова были на ногах, Все чаще появлялись на пути дома, многие из них производили впечатление брошенных. Лишь внизу почти у самой реки были отличные жилые постройки. «Глянь-ка, дизайн у этих баз необычный, на побережье таких больше не видел. Наверное, по-гречески все сделали, не случайно назвали это Солониками!» - говорил Илья. Затем дорога стала отдаляться от поселка, мы снова оказались в темноте. Минут через десять снова появились какие-то дома совсем рядом, а где-то впереди показалось множество мерцающих огней. Выбравшись на левую обочину, мы заметили мост, но решили на него не сворачивать, и метров через двести вышли на широкую трассу, ту самую, по которой каждый день тысячи автомобилей мчат на курорты Краснодарского края. Момент был крайне необычным – представьте, что вы идете по старой малоезженой дороге через сады и редколесье, иногда встречая старые избы и фермы, и за очередным поворотом вдруг замечаете оживленную перегруженную трассу, где рядом стоят многоэтажки с супермаркетами, санатории и везде играет громкая музыка. Сразу мы задумались о своем внешнем облике, в цивилизованном районе он был не особо к лицу. В таком виде даже в магазин лучше было не заходить. Воспользовавшись подземным переходом, мы перешли трассу, а затем принялись по узким запутанным улочкам пытаться выйти к морю. Выбирая безлюдные переулки, скоро наткнулись на тусующуюся компанию гоповатого вида, Заметив нас, эти ребята сами ушли, наверное, испугались. В проулках было много интересных надписей, например, «столовая». Жаль, что она была уже закрыта. Было почти девять часов вечера. К счастью, мы не запутались в трущобах и без труда вышли к ступенькам у платформы, а заем перешли железную дорогу. Оставалось лишь немного спуститься к галечному пляжу. Сразу послышался приятный шум волн. Через пару минут мы уже стояли у самого берега. Желая поскорее соприкоснуться с достигнутой целью, я ополоснул руки и убедился, что вода невероятно теплая по сравнению с водой в той же Цуквадже.
Было почти девять часов вечера. На побережье никого не было, кроме трех резвящихся у костра мужиков. Отойдя немного в сторону от них, мы постелили пенки и залезли в спальные мешки. Нужно было передохнуть после насыщенного дня. Уже дома мне удалось подсчитать, что мы прошли за день сорок четыре километра. Честно говоря, и нельзя сказать, что мы сильно устали. Разве что, мозоли на ногах немного раздражали. Не было еще и пяти утра, когда я открыл глаза. Совсем рядом мчала по рельсам электричка, ее пассажиры с таким интересом смотрели на лежащих в спальниках двух человек, как будто увидели самое необычное зрелище в своей жизни. Скорчив забавную рожу, я помахал им рукой. Все так же бились о берег волны. С места ночевки было хорошо видно на мысе поселок Лазаревский. Спать мне больше не хотелось, но и идти куда-то было лень. Ноги казались большими и тяжелыми, сложно было шевелить ими в спальнике. Высунувшись немного наружу, я себя чувствовал как древняя неуклюжая рыба, впервые выбравшаяся на сушу, и уже приготовившаяся стать земноводным, однако не знающая, чем на этой суше можно вообще заниматься. К шести часам стало значительно светлее, появились солнечные лучи. На побережье начали подтягиваться отдыхающие и работники пляжа. «Вы наверняка беженцы с Украины?» - спросила меня уборщица, разбудив при этом Илью. «Нет, мы беженцы из снежной Аутлии» - пошутил я, указав уборщице на свой туристический рюкзак. Она намек поняла, и больше нас никто не беспокоил. С восходом солнца становилось все жарче. Мы решили искупаться в море. Вода была просто отличная! С прошлого лета я ни разу нигде не плавал, и теперь пользовался этой подвернувшейся возможности на полную катушку. Затем, собрав вещи, мы пошли на остановку, по пути заглянули в магазин. На автобусе добрались до Лазаревского и выяснили,что билетов на электрички и автобусы до Краснодара не было, и можно было купить билеты только на поезд, причем только в купе. Дорого, конечно, но деваться было некуда. На пути в Краснодар в вагоне мы чуть не расплавились от жары. Да, в самом низу было настоящее лето, можно было устраивать курортный сезон. Какой контраст с предгорными районами, расположенными лишь чуточку выше! Домой мне удалось приехать только перед наступлением вечера.
Мы нисколько не пожалели, что вместо привычных и знакомых исхоженных мест решили в свободное время пройти забытый советский маршрут. Подводя итог, хочется сказать, что этот путь, действительно, был труден, каких-то особых красот (особенно в лесной части) там тоже не было. Однако этот выход оставил в памяти очень яркий след. Там не было балаганов, оборудованных стоянок, толп туристов, приятных посиделок и песен и костра. Но зато там были всплески адреналина на лавиноопасных склонах Аутля, пробежки через дремучие заросли и ночевки в абсолютной глуши, кишащей медведями и кабанами. Там была интрига, а также захватывающие повороты сюжета, решение пространственно-ориентированных задач. Именно это в походе и понравилось больше всего, невзирая даже на монотонность и тягомотину некоторых моментов. Ну и самое удивительное. Многим туристам нравится концепция «идти через горы к морю», сначала побывать среди ледников и альпийских озер, а затем в самом конце искупаться в теплом море. Однако все известные подобные маршруты заканчиваются не у побережья, а в поселках (Солохаул, Марьино, Красная Поляна и т.д.) откуда до моря еще нужно добираться на автобусе . Нам в этом походе удалось довести эту концепцию до совершенства. Впервые к морю мы пришли своими ногами, практически не сталкиваясь с цивилизацией. Так что, именно этот маршрут является, пожалуй, лучшим воплощением подобной идеи.
0 Комментариев
Рекомендуемые комментарии
Комментариев нет
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти