Цице (история знакомства)
Неудовлетворение первым походом в горы породило желание увидеть большее и не нестись галопом по тропе. И в 1984 году был рожден план медленного прохождения плато Лаго-Наки с посещением как можно большего количества объектов. Юношеский максимализм и определенная доля нахальства с успехом компенсировали незнание, как района предполагаемого путешествия, так и полного отсутствия полевой жизни (в хорошем смысле этого слова).
И вот родился незатейливый маршрут, одним их пунктов которого было посещение приюта Цице, одолжена брезентовая палатка, закуплены продукты, а на второй день путешествия августа 1984 я оказался на приюте Цице, с полным пониманием, что из половины взятого с собой в принципе и не надо было брать.
Какое-то внутреннее чувство (скорее всего съесть ненужное) не погнало меня дальше, а заставило остановиться на приюте дня на два.
Лирическое отступление №1: когда плановая тропа сворачивает от Оштена к приюту Цице на правом склоне одноименной долины открывается взору изумительная сосновая роща как будто сошедшая с полотна неизвестного японского художника. А искривлённые от ветра сосновые ветви сложились в строки будущей песни.
На приюте слегка удивились моему нежеланию бежать к морю, а на вопрос о том «что тут можно посмотреть?» последовал взмах рукой и краткая фраза «каньон Цице».
Кто мы мог подумать что с этого все и начнется…..
Решено: оставил вещи на приюте и неспешной походкой по левому берегу реки (с очень частыми перекурами, поеданием всякого рода ягодицы и знакомством с местной фауной) достиг ворот каньона.
Лирическое отступление № 2. – ну нет слов – это надо видеть.
Так же неспешно переходя по камням журчащий поток дошел до крупного правого притока, где отметил деталь: до него в Цице водоросли то и не росли, а вот в самом притоке и ниже его они появляются.
Возвращался в приют уже по правому берегу Цице, с полным осмыслением что с собой надо было брать фотопленку для слайдов.
На следующий день, по совету друзей из приюта, решил пройти в каньон другим путем: по тропе от приюта в сторону Сухой балки до поляны с кошем (сейчас его нет) а от него вниз к реке. Вниз к реке это через лесной бурелом с медведями (но без цыган) и обширное пространство заросли крапивы выше человеческого роста, далее по камням упомянутого выше правого притока реки Цице.
Возвращался в приют вчерашним путем с мыслью : «такой туризм нам не нужен».
Этим и закончилось мое первое знакомство с каньоном.
Последующие годы были ознаменованы расширением географии походов, приобретением снаряжения, появлением определенного опыта и естественно интересных знакомств.
Один из них узнав о моем «опыте» хождения по «лаганакам» обронил фразу: там есть каньон интересный, Цице, считается непроходимым»
Мне ничего не оставалось как ответить: «я же не знал что он не проходим» и рассказать о том где был, что видел.
Как следствие беседы родилась идея экспедиции в количестве двух человек с целью детального изучения этого района. Осталось только дождаться: когда у нас совпадут отпуска.
Осень 1987 года, вторая половина сентября. За плечами опыт горной тройки с элементами 4 к.с., ряд известных вершин, холодные ночевки в сугробах и прохождение части каньона Ассы (Ингушетия).
Предполагаемая нитка маршрута: т/б Лагонаки – г. Абадхеш – пересечение плато Абадзеш-Мурзикао-Уриель – район приюта Цице (где и намеревались стать базовым лагерем дней на несколько).
Лирическое отступление № 3: почти над самым приютом перед спуском с Уриель есть отличная панорамная точка на каньон. Все как в книжках: сплетение гребней поросших лесом, на дне узкая полоска реки. Пожалуй самая лучшая панорамная точка в данном районе – был бы художником нарисовал бы картину.
В качестве базового лагеря был выбран пастуший балаган на левом берегу Цице, как раз напротив приюта.
Беседа с обитателями приюта не разъяснило какой либо картины о том что такое каньон Цице, кроме фразы- «непроходимый».
Вид с правого борта каньона нам был более-менее известен, решили наутро посмотреть каньон со стороны Нагой-Чука.
Утром, взяв только самое необходимое (оптику, перекус, личную аптечку), в лоб по крутому травянистому склону поднялись на седловину между г. Туба и г. Нагой-Чук. С нее прошлись к высшей точке массива и, стараясь как можно ближе находится к бортам каньона, стали траверсировать массив. Никаких сложностей для прохождения массива Нагой-Чук не отметили – альпика с карстом.
Прикинули: если вдруг будет непогода (туман или дождь) то спуск к верховьям Цице (обратно) надо начинать как можно ближе к Тубе, а может даже из ее цирка (где в принципе можно и переждать непогоду – скалы цирка Тубы надежно защищают от доминирующих в этом районе западных ветров).
Траверс Нагой-Чука продолжали до его северо-западного отрога с характерным скальным останцем в виде пирамиды (высота немного более 2000 м). С отрога детально рассмотрели каньон, узрев белые пятна снега на его дне (снежные мосты).
Лирическое отступление № 4: руководствуясь жаждой первопроходца и амбициями первооткрывателя (по крайней мере для самого себя) безымянный останец пирамидальной формы был громко обозван пиком Наркевича (по фамилии моего спутника), а потом им же бы переименован в Ас пик.
Обратно возвращались как и планировали по склонам Тубы.
Весь переход от Базового лагеря до описываемого выше останца и обратно, совершенный неспешным шагом с длительными остановками, занял часов 7. Растительность – субальпика и альпика. На маршруте нет воды – только снег в карстовых воронках. Возможна потеря ориентировке в случае непогоды, при дожде возможны срывы на скользкой траве, но достаточно иметь навыки хождения с альпенштоком (альпендрыном).
Погода нам благоприятствовала и утром следующего дня, взяв продуктов на пару дней, решили идти вниз по каньону как можно дальше.
В каньон вошли по левому берегу реки (в дальнейшем выяснилось -это не принципиально). Переходя журчащий поток по камням, а кое где и в брод, достигли вышеупоминаемого правого притока (с водорослями), чуть ниже были пройдены остатки снежного моста (остаток лавины с Нагой-Чука). Далее шли по террасам левого борта каньона, метров 10 выше воды.
Единственное место, которое вызвало некоторую трудность – траверс крутого травянистого склона (метров 15) заканчивающегося небольшим скальным уступом. Перевалили уступ и спустились к реке (отметили место возможной стоянки – вода в реке, дров хватает). Здесь нас ждал второй сюрприз – снежным мост, который мы преодолели по дну реки поодиночке, наблюдая друг за другом.
Пройдя практически к концу первой части каньона (по Лозовому Абадзехское ущелье) столкнулись с непреодолимой на тот момент преградой. Огромная снежная пробка от борта до борта, с пологим склоном обращенным к верховьям реки похожим на спину исполинского древнего ящера.
По дну было не пройти (даже не подлезть), поднялись на вершину пробки, огляделись: вниз по течению пробка обрывалась отвесным снежным склоном высотой с 4-5 этажный дом, слева и справа как скальные ворота отвесные зализанные скалы. В местах стыка скал и снега никакого подобия рантклюфта по которому можно было спуститься без снаряжения.
Посидели., прикинули. Такого мы здесь не ожидали…знали бы хоть веревку взяли.
Посмотрев в манящую даль «заповоротом» потопали обратно попутно рассуждая о возможных трудностях дальнейшего прохождения.
Вечером за чашкой чая обсудили дальнейшие действия: в этом году пройти не получиться. Но время терять не будем, а походим по окрестностям.
Лирическое отступление №5: окрестности весьма живописны. Неожиданно обнаружили довольно интересный каньон одного из левых притоков реки Цице, берущего начало со стороны Чашки.
1992 год. По ряду независимых от нас причин к решению «проблемы Цице» удалось вернуться только в октябре 1992 года. Как это ни странно поход начался со звонка:
- Чем занят?
- Неделя абсолютной свободы!
- Может сбегаем в Цице ,осмотрим что там твориться?
-!?!?
На приюте Цице мы были уже утром следующего дня.
Вторая половина октября. Дождь не шел только утром, в обед и ближе к вечеру. Обсушившись на приюте день, утром побежали в каньон: шли знакомым маршрутом. Учитывая повышенную скользкость мокрой травы, на описываемом выше участке траверса прихватили трекинговые палки, оных оказалось достаточно для прохождения.
В этом году следов снежных пробок-мостов не было – видимо зима была малоснежной.
Преодолевая очередной уступ левого борта каньона увидели перед собой огромную котловину (Среднецицинская котловина), поросшую смешанным лесом.
Лирическое отступление №6 : а вы любите органную музыку?
Представьте картину: осень, огромная межгорная котловина с разноцветной осенней листвой, свинцовое небо, сквозь тучи которого через редкие окна падают на землю золотые лучи солнца, слегка моросящий дождь и вы стоящий на уступчике, обхватив двумя руками ствол пихты.
Это была сказочная феерия – ни до ни после такого увы не видел. Внезапный, но довольно таки сильный порыв ветра срывает с деревьев листву и вся долина на миг оказалась в летящей, кружащей, струящейся и еще как там… листве. Добавьте сюда золотые лучи солнца и свинцовое небо…
И тут пошел дождь…Да нет- проще разверзлись хляби небесные…
В приют вернулись абсолютно мокрые, усталые, грязные и озябшие.
Дождь лил два дня... потом пошел снег.. потом закончилось время.
1993г.
Жаркое сухое лето, долгая сухая осень, масса свободного времени, все располагало.
Маршрут: п. Мезмай – плато Мурзикао – приют Цице – прохождение каньона Цице – траверс массива Нагой-Чук (север-юг) – приют Цице – дальнейшее шляние «палаганакам, фиштам и пр…».
За все время был только один дождливый день.
Описание:
От приюта Цице вниз по правому берегу к скальным воротам входа в каньон. У входа хорошая поляна с большим кустом смородины. Можно поставит палатку. Над поляной грот, где можно при желании заночевать.
Далее до правого притока (с водорослями) по дну каньона. В тот год русло было абсолютно сухим – ни капли воды от начала каньона до притока – шли по сухому дну.
Чуть ниже притока подъем на левую террасу реки, траверс вышеописанного травянистого склона со спуском через скальный уступ к реке. Скальный уступ порос пихтами, спуск никаких сложностей не вызывает. Чуть ниже спуска на галечной отмели левого берега поросшей лопухами и борщевиком ночевка. Место для нескольких палаток. Дрова для ужина и завтрака есть. Хорошо зарекомендовали сухие стебли борщевика на которых удалось быстро вскипятить воду для чая. Рядом следы тропы.
От места ночевки после нескольких неглубоких бродов переход на правую сторону каньона и выход к Среднецицинской котловине. В тот год сохранилась только самая большая снежная пробка, которая в 1987 году нам преградила путь. Но она в этот раз представляла собой огромный снежный мост, под которым мы пробежали поочередно.
Среднецицинская котловина ограничена слева крутыми склонами и стенами массива Нагой-Чук, справа склоны Лагонакского хребта. Посередине котловины огромный камень. На правом берегу есть места для палаток.
Котловина заканчивается скальными воротами. Для дальнейшего прохождения необходимо как можно ближе подойти по правому берегу к скальным воротам, переправиться через узкий поток на левый берег (переправлялись по бревнам, которые в том году практически закупорили протоку). Далее вверх по обломку скалы (метров 5-6), перевалить обломок (свободное лазание) спуститься к воде и переправиться по бревну на скальную полку правого борта. Скальная полка правого борта выточена потоком реки Цице в известняковом утесе, практически у уреза воды. При большой воде полка затапливается и придется идти по ней местами по пояс в воде.
Дальнейший путь идет по правому берегу реки поросшему лесом с многочисленными местами для ночевок, обилием дров и естественно воды.
Каньон пройден.
Переправа в брод на левый берег ниже ворот проблематична.
Дойдя до очередного удобного места ночевки, замечаем кем то заботливо срубленное дерево шириной около метра и аккуратно уложенное в виде моста с левого берега (там был найден пень этого дерева) на правый.
Решаем: утром переправляемся на левый берег и через Нагой-Чук возвращаемся на приют Цице (к оставленной заброске).
Лирическое отступление № 7: тут то и обнаружилось что еды осталось только на завтрак. Вот что означает, когда три человека с высшим образованием начинают заниматься арифметикой….
Утром, переправившись на левый берег, начинаем подниматься по лесу, затем по скальным останцам, поросшим деревьями, в общем направлении вверх. Выходим на границу леса, как раз на северный склон Нагой Чука. Выяснилось что подниматься можно было и по лесу. А не устраивать шоу с тремя точками опоры.
Далее – затяжной подъем по травянистому склону придерживаясь общего направления на юго-запад, то есть на плато вершина Нагой-Чук.
Далее траверс Нагой Чука к Тубе и не доходя к цирку Тубы спуск к реке Цице по травянистому склону в район приюта Цице.
Время перехода – около 6 часов, на всем протяжении нет воды, только снег в воронках.
Вот и все.
- 2
2 Комментария
Рекомендуемые комментарии
Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!
Регистрация нового пользователяВойти
Уже есть аккаунт? Войти в систему.
Войти